Начинается недельный праздник Суккот, праздник Шалашей, праздник Кущей - очень важный праздник, один из самых главных и радостных праздников в Израиле. Почему это важно? Бог заключил новый завет с Израилем, и благодаря этому новому завету мы спасаемся, это завет не с язычниками (Евр.8:8). Когда-то мы были язычниками, но, приняв Иисуса Христа своим Господом, перестали быть язычниками, и в нашем сегодняшнем понимании мы уже не язычники, а церковь. Мы не просто церковь, мы стали частью Израиля, мы и есть Израиль. Как только мы уверовали в Иисуса Христа, Бог из Израиля и Церкви сделал одно целое.  Как только Дух живого Бога поселяется в наших сердцах, мы становимся Израилем. Поэтому мы говорим: «Мы Израиль, мы часть огромной Божьей семьи».

       Павел говорил, что мы дикая маслина, привитая к хорошей маслине (Рим.11:17-24). Хорошая маслина - это и есть Израиль, и когда мы веруем в Иисуса Христа, мы не создаём новую организацию под названием «церковь», а мы «прививаемся» к той, что уже давно существует. К сожалению, в истории был период, когда церковь в тёмные времена преследований, гонений отмежевалась от Израиля. Сейчас время, чтобы вернуться и признать, кто мы есть, привиться к Израилю. Да, мы не природные ветви, но мы привились к природной ветви. Только через присоединение к Израилю все заветы  становятся нашими (Еф.2:11-13). Бог нигде и никогда не обещал заключить завет с язычниками. Мы через Христа стали причастниками всех заветов и всех обетований, мы родились от Христа, а Он иудей. Это Божье чудо, что мы, некогда дикие, неприродные, привились и стали частью, поэтому, когда мы говорим, что мы часть Божьего народа, мы часть завета, мы не можем игнорировать всю историю этого народа. Празднуя  Пасху, мы отмечаем не церковный праздник, а древнюю историю спасения народа, формирование Божьего народа Израиля, с которым Бог обещал заключить новый завет, и  в этом новом завете мы с вами живём. Поэтому всё, что было и что будет,  это всё касается Божьего народа.

          Очень важно, чтобы мы углублялись в изучение истории, в изучение Торы, начинали размышлять и понимать весь смысл, который Бог вкладывал в эти праздники, в особые дни, которые Божий народ изначально праздновал. Одним из таких праздников является праздник Суккот - самый весёлый и самый радостный праздник, наполненный  Божьей верой, славой, с ним мы первый раз встречаемся в Книге Исход (Исх.12:37). В нашей Библии написано «Сокхоф», а в Торе написано «Суккот» (шалаш). Народ Божий выходил из Египта, из города Раамсеса – города запасов, где вроде бы все приспособлено для жизни, где накоплено, уложено, складировано, можно  безбедно существовать долгие годы, и уходил в пустыню, где не было ни воды, ни еды. У них было только одно упование -  сам Господь, слово Божье, что Он их сохранит, благословит и пропитает. Мы настолько привыкли к земному: к ежемесячным зарплатам, к электричеству, газу. Израиль в Египте тоже привык ко всему, и Бог вроде бы есть, но для жизни особо и не нужен, у нас всё есть. Бог, Ты есть и хорошо, Ты позаботился, и мы живём, и вроде бы больше ничего не надо. Подобная ситуация отводит людей от Бога, это не то, ради чего мы были созданы. Бог создал нас для общения, для того, чтобы мы любили Его, чтобы Он любил нас, чтобы Он заботился о нас, чтобы  могли воздавать Ему благодарность. Но эти земные блага уводят нас от Бога. Поэтому Бог уводит Свой народ в пустыню и поселяет их в шалашах.  Этот праздник, когда народ Божий должен был жить семь дней в шалашах, через крышу которых видны звёзды, очень наглядно показывает нам,  что жизнь на земле бренна, что настоящая защита не за каменными стенами, не за мощной крышей. Настоящая крыша - это Господь (Пс.126:1). Они жили в шатрах почти 40 лет.

           Почему праздник Суккот празднуется не сразу после Пасхи? В истории Израиля есть объяснение, почему он празднуется, как осенний праздник. Когда евреи вышли из Египта, их охраняло облако, и они все находились под облаком. Когда они сделали литого тельца,  облако-покрывало ушло, и они оказались без Божьей защиты. Это происходило во времена Йом-Кипура. Моисей спускался со вторыми скрижалями на утро после Йом-Кипура и сказал: «Соберите от себя приношения Господу» (Исх.35). Не бывает случайных дней, даже тельца вылили не в случайный день. Праздник Суккот - один из праздников «духовности», когда Бог пытается показать Божьему народу, что ни хлебом единым будет жив человек. Мы должны заботиться не только о материальных вещах. Мы видим, что в Египте Бог совершил казни над всем материальным, что было: над рекой, потому что она считалась источником жизни, над скотом, над полями,  - над всем, на что уповали люди во все времена. Последняя казнь - это смерть первенцев. Первенцы - основание семьи. Если первенцем рождался мужчина, то это означало продолжение рода, наследство, обеспеченная старость родителей. Бог этой казнью говорит, что первенцы - не основание, что нет ничего, на что можно было бы уповать.

           К началу праздника Суккот собирался урожай, собиралось всё, что можно было собрать. Наступал период дождей. Это был ещё и праздник урожая, когда израильтяне благодарили Бога за урожай. Это был ещё и праздник десятин, в который приносилась десятая часть от того, что они наработали, насобирали, как бы показывая, что десятиной они платят Богу налог за то, что пользуются  Его землёй и всем, что на ней растёт. Десятая часть шла  служителям скинии, на помощь нуждающимся. Бог разделяет духовное и плотское. Те, кто не работал на земле, вместо десятины приносили дздаку (акт справедливости). Это была десятая часть от всего, что они нарабатывали, это не было пожертвованием, это было всё равно, что отдать долг, и это было правильно, справедливо.

Суккот - праздник урожая и праздник десятин, и во время этого празднества читается книга Екклесиаст. Мудрейший человек написал, что всё,  что есть и делается на этой земле,  является суетой сует,  и всё это бренно. Единственное, что самое важное в жизни, - это отношение с Богом. Бог даёт своим детям прочувствовать разницу. Во Второзаконии Он обращается к ним, чтобы они, когда придут в землю обетованную, не забыли Господа Бога, который хранил их,  вёл весь этот путь (Втор.8:7-11).

            Мы с вами являемся частью Божьего народа, частью Израиля, поэтому всё, что мы с вами читаем в Писании, - это наше, Бог нас к этому прилепляет, мы не можем сказать, что это не наше, это для евреев.  Это не для евреев, это для всех уверовавших в еврейского Мессию.

Во время праздника Суккот люди молились о дожде. Библия говорит: «Просите у Бога дождя». Почему? Евреи задавались вопросом, почему Богу нужно было забирать их из Египта, вести в землю Ханаанскую, истреблять всех хананеев, хеттеев, ферезеев, иевусеев, почему просто не истребить египтян и оставить их на той земле (Втор.11:10-17). Авраам, Исаак, Иаков, когда случался голод, уходили в Египет. Там текла река Нил, и в любое  время года можно было водой этой реки поливать огороды, и всё было хорошо. Но цель Бога - не наше благосостояние, не наш успех. Цель в том, чтобы мы Его узнали, стали образом Его, чтобы мы изменились. Бог говорит, что приведёт их в эту землю, потому что это Его земля. Если они будут такими, какими Он  хочет их видеть, то они будут есть и насыщаться. Но как только они начнут искать других богов, или вдруг им покажется, что это они стали такими крутыми, успешными, умными, что сами себе состояние сколотили, Бог закроет небо, и оно не станет давать им дождя. Несколько раз подобные вещи происходили. Когда не было дождя, израильтяне понимали, что согрешили, что им нужно вернуться назад к Богу. Поэтому Бог не оставил их в Египте.

 Как только мы думаем, что мы укореняемся в чём-то, начинаем получать хорошие деньги, место, думаем, что достигли успеха, небо может перекрыться в один день. Бог берёт нас и выводит в пустыню. С первой церковью такое было: они неплохо обосновались в Иерусалиме, и вдруг начинается гонение, притеснение. Они все разбежались, кто куда. Здесь не нужно жаловаться и спрашивать у Господа, почему это с нами происходит. У Бога нет цели посадить нас в теплице и создать микроклимат, чтобы независимо от погоды мы благоухали и процветали. Большинство христиан, очень верных, любящих Господа, совершенно небогаты, многие скитались, были гонимы, жили в пещерах. Первая церковь 300 лет была гонима. Поэтому одним из обрядов было возлияние воды на жертвенник и молитва за дождь, потому что дождь был необходим, они искали лица Бога, чтобы Он пролил на них благословенный дождь. Ещё дождь символизирует слово Божье, приносящее, как и вода, жизнь, это Дух Святой животворящий.

Эти семь дней праздника Суккот подытоживали всё, что произошло с народом Божьим за всё время от начала исхода из Египта до благословений, сбора урожая, зависимости от Бога, понимания, что только Он является источником всякого изобилия и благословения. Семь дней  был большой пир, большой праздник, они не жалели денег, чтобы воздать Богу славу, насладиться теми дарами, которые Бог дал, и благодарить Его. В этом есть определённый духовный смысл: мы по-настоящему благословляем, когда мы довольны. Когда мы в благословении, мы можем воздать всю славу Богу, делясь друг с другом тем, что имеем, чтобы все могли насладиться и благодарить Бога. Всё, что Бог изначально задумал, - замечательно, красиво, всё это на благо человеку, нет ничего случайного, нет ничего незначительного, неважного, это всё важно, всё ценно для созидания нашей веры и любви. Бог хочет, чтобы мы Его любили, и Суккот  говорит о радости и любви в отношениях с Богом, пройдя перед этим время  трепета и страха Божьего. Иудейские раввины говорят, что настоящая любовь к Богу не может быть без Божьего страха. Бог не хочет, чтобы мы просто Его боялись, но чтобы любили Его и имели страх Божий. Проповедовал пастор церкви С. Н. Гревцев.