К благодати в разных церквях люди по-разному стали относиться в последнее время. Где-то она воспевается, где-то этого слова начинают бояться, считая, если в церкви "благодать", значит, там бардак и  можно что угодно встретить. Люди - такие интересные творения, которые могут хорошее, доброе превратить во что угодно. Какое замечательное слово «любовь», но на сегодняшний день оно осквернено до неузнаваемости, опошлено, обесцвечено и т. д. 

     Апостол Павел не стыдится благовествования Христова, потому что Божья благодать, приходящая через благовестие, сегодня является единственной силой, способной изменить этот мир, способной изменить человека (Рим.1:16). Ни психиатры, ни философы не могут изменить сути человека; всё, что они могут сделать - это наполнить разум правильными идеями, правильными словами, которые не проникают глубоко в сердце человека. В сердце есть место, которое только для Бога, только для Его благодати, благодаря которой  человек может измениться.  Павел говорил, что он не стесняется этого, потому что знает, что принесёт весть о спасении, о благодати Иисуса Христа – это единственное, что может  помочь человеку  в его жизни, принести реальную надежду, настоящее исцеление.

В первой церкви  греческая философия пыталась объяснить вещи в мироздании, в человеке, но, по сути, она не меняла людей. Павел чётко понимал, что только благодаря Божьей благодати, а не философии, человек становится другим. Иногда мы сравниваем свою жизнь с жизнью других людей, рассуждая: «Я верующий, я уверовал, но  в моей жизни есть какие-то стороны, которые самому не нравятся. Что-то мне не нравится в моём поведении, в достижениях, мотивации бывают не совсем правильные, и, в конце концов, даже случается, что я согрешаю. В жизни были какие-то ожидания, связанные с уверованием, с Евангелием, и они не оправдались, а человек, может быть, успешный, достиг что-то в жизни, что я ему скажу? А вдруг он спросит, что тебе твоя вера дала? Ты проповедуешь Евангелие, ты говоришь, что нужно уверовать в Иисуса Христа, а что тебе, уверовавшему,  вера дала?  Если  у меня всё хорошо, зачем мне верить?»  

У нас не должно быть страха, у Павла  его не было, он говорил о вечной жизни, о воскресении мёртвых, о вечной надежде, о том, что Бог меняет сущность человека: «Праведный верою жив будет». Когда случаются какие-то трагедии в жизни, беды, падения, единственное, что у нас остаётся, - вера в Бога.  Во время кризиса 2008 года  многие миллионеры покончили жизнь самоубийством. Они были успешные люди, и если бы кто-то им принёс Евангелие, если бы им кто-то рассказал, что есть другое основание, и они  бы в этот кризис точно знали, что с потерей денег они не теряют смысл жизни, они не теряют свою человеческую сущность, значимость, они бы жили.

            Давайте прочитаем (3Цар.14:8). Мы знаем падения Давида, они не скрыты, они описаны в Библии, и вдруг Бог через пророка Своего говорит, что Давид делал только угодное. Это и есть благодать, это отношения завета (Евр.8:12). Бог смотрит на Давида, и мы смотрим на Давида. Мы читаем и говорим: « Давид, что ты сделал с Вирсавией, с Урией?!» А Бог смотрит и говорит: «Ты о чём? Он безгрешный, он ничего не сделал неугодного в Моих глазах!» Наше отношение разное:  отношение Бога и отношение человека. Нам сложно понять суть Божьей благодати. Даже если  мы прощаем, всё равно есть осадок, который постоянно всплывает, но Бог смотрит по-другому. Если мы раскаиваемся в своем грехе, если мы открыты перед Ним, Бог прощает так, что не вспоминает больше. Человек покаялся - Бог простил и забыл. Когда  мы молимся друг за друга, мы не имеем права указывать  Богу на какие-то грехи человека, мы же не знаем жизни и отношений, это индивидуально, и это благодать (1Пет.1:13).

        Когда мы молимся Богу и  раскаиваемся, Он прощает  и не возвращается к тому, что у нас было. Мы с осторожностью должны молиться друг за друга, чтобы не стать клеветниками, потому что, когда Бог одно видит, а мы другое, мы начинаем клеветать.

       Мы иногда сравниваем себя с другими и видим, что кто-то более духовный, кто-то менее, у кого-то получается служить лучше, у кого-то хуже.  Где бы мы ни поставили себя на шкале праведности, мы всё равно будем намного ниже Бога. Мы никогда не сможем быть на уровне Бога, мы все спасаемся по благодати, а не своей духовностью, дарами и талантами, мы спасаемся только тем даром, который нам даровал Господь в Иисусе Христе. Сравнивать себя с другими  бесполезно.

     Если мы всё равно спасаемся по благодати, если никто не может достигнуть  уровня Божьей святости, зачем проявлять усилия, зачем что-то делать, благодать же (Рим.3:5)? Благодать дана для преобразования, для спасения, не только спаслись и всё, нужно, чтобы мы уподобились Иисусу Христу. Бог спасает любого человека. Самого нечестивого, ничего не сделавшего, чтобы уверовать и спастись,  Бог взял и в лодку посадил. Он спасает всех, но далее мы должны измениться. Павел не учил о том, что благодать отменяет определённые Божьи требования или взгляд Бога на праведность, на правильную жизнь человека (Рим.3:8) Благодать не отменяет эти требования, она даёт человеку шанс стремиться к Богу. Господь прекрасно понимает, что мы никогда не  достигнем высшей планки, но если мы перестаём стремиться, мы начинаем осознанно грешить (Евр.10:26).

      С одной стороны, Божья благодать, на которую мы с вами уповаем, с другой стороны есть определённая строгость. В нашей жизни должен быть баланс. Благодать не является поводом к свободной жизни без тормозов, а является спасательной лодкой тогда, когда мы тонем. Мы споткнулись, согрешили, но мы говорим: «Я верю, я исповедую, что Ты меня прощаешь. Это моё основание, это мой фундамент в сердце». Если это только в разуме, то когда приходят испытания, человек впадает в депрессию и не знает, что дальше делать: «Я согрешил, и что теперь будет?» Если будешь продолжать так делать, погибнешь, но есть Божья благодать, ты веришь в прощение? Тогда принимай его. Иисус сказал человеку, что если согрешит против тебя брат твой и скажет «Прости», то прости ему, это отношения человека с человеком (Мф.18:21,22). Неужели Божья благодать меньше, чем та, которую один человек являет  другому?! Твоя благодать к твоему ближнему должна быть настолько большой, что если он согрешит против тебя седмижды семьдесят раз в день, прости ему.

    У нас должна быть полная уверенность, что когда мы приходим к Богу, как Давид, исповедуем грехи наши и понимаем, что Бог с нами, Он прощает, Он исцеляет, Он освобождает, тогда мы поднимаемся, идём и двигаемся дальше. Бог смотрит на нас и говорит: «Это Мой служитель, он безгрешный, он покаялся,  он исповедал свои грехи, он восполнил, как Закхей». Покаяние - это не просто исповедание, это ещё дела, и Бог забывает наши грехи. Божья благодать  помогает нам начать новый день сначала.

      Нам нужно не просто в Божью благодать верить, нужно научиться оказывать эту же благодать своим ближним. Мы гораздо более судьи друг для друга, чем адвокаты, мы пытаемся найти в ком-то какие-то недостатки. Благодать в том, что Бог принял нас, зная всё, что у нас ещё есть внутри, мы-то видим только маленькую часть. Поэтому Павел говорит: «Принимайте друг друга, как Христос принял вас». Христос принял нас никаких, поэтому мы должны принимать всех практически без условий, правда, одно условие есть, - это покаяние и вера в Иисуса Христа.  Нужно идти дальше, если даже мы согрешаем,  Он прощает, жизнь не заканчивается, есть что-то ещё, что мы должны совершить. Бог работает с нами, и это благодать.

 Проповедовал пастор церкви С. Н. Гревцев.