Сегодня мы поговорим о семи церквях из книги Откровение Иоанна Богослова. Иоанн - последний из живущих на тот момент апостолов Иисуса Христа. Он был выслан на остров Патмос. Бог показал ему видение настоящего и будущего времён и дал послание к семи церквям, которые на тот момент существовали, но это были не такие церкви, как мы их сегодня себе представляем. Это были первые общины, постоянно находящиеся под давлением властей и людей. Все церкви, о которых идёт речь в Откровении, в основном находились на территории Турции. Есть одна теория, что у каждой церкви есть свое пророческое имя: Ефес - желанная (с 33 г по 100г.);  Смирна - горечь, (гонения с 100 г. по 312г.); Пергам - брак или укреплённый город (церковь заключила завет с государством через Константина 312 г.  - 590 г.), Фиатирская - постоянная жертва (учение о спасении делами 590 - 517, начало реформации); Сардис – обновление ( кто выжил, кто избавились,  реформация церкви, новое понимание благодати Божьей (517г. – 1750г.); Филадельфийская - братская любовь (начало масштабной миссионерской деятельности, пробуждение, одни из величайших благовестников, которые были); Лаодикийская - права народа (1905-по второе пришествие Иисуса Христа), именно к Лаодикийской церкви у Господа больше всего вопросов. Господь обращается к ангелам семи церквей. Существует мнение, что над каждой общиной есть ангел, если эта община Божья. Есть общины, которые появились сами по себе, в результате каких-то греховных действий определённых людей. Общины, которые действительно родились от Бога, имеют духовных покровителей. Как над определёнными территориями есть ангелы, например, ангел Персии, Греции и т. д., так и у каждого человека есть ангел, и над общиной есть ангел, который их хранит.

     В (Откр.2:1-7) Бог обращается к Ефесской церкви. Она была основана Павлом, Аполосом, там трудился Тимофей, эта церковь была одной из сильных и значимых церквей того времени, может быть, поэтому к ней первой Иисус обращается. Он хвалит её за то, что она делала правильно. В церкви проверяли людей, приходящих к ним, как апостолы, а на деле оказывалось, что они не таковы. Не каждый, кто называет себя братом или христианином, является таковым, очень много лжехристиан, лжеапостолов, лжеслужителей. Иисус об этом предупреждал в своих Евангелиях, Павел писал в Посланиях, говоря, что восстанут среди вас волки хищные, которые не щадят стадо, которые ради наживы, ради денег, ради привилегий будут уничтожать. Они не были изначально таковыми, но под воздействием искушений они стали такими.

      То, что Бог говорит семи церквям, мы должны принимать и для себя. Мы смотрим, есть ли в нас то, за что Бог хвалит или упрекает церкви. Таким образом, мы можем анализировать отношение Бога к нам. Когда мы спрашиваем Господа, как Он к нам относится, нужно посмотреть, что Господь говорит к церквям. Библия говорит, что мы должны испытывать людей. Люди - лживые существа по своей сути. Человек - это не только тело, но и дух. В каждом теле живёт дух, в некоторых телах не один, бывают ещё другие духи, далеко не святые. Если мы возносим молитвы друг за друга, возлагаем руки друг на друга,  эти духи влияют на людей. Мы должны испытывать людей, на самом ли деле этот человек Божий.

      Согласно еврейскому преданию, были николаиты.  Это учение  говорит, что дух человека святой, а плоть  никогда не наследует Царство Божье, что наша духовная и плотская жизнь не соприкасаются друг с другом, что если Иисус тебя искупил, то ты уже искупленный, если твое тело грешит, какая разница – оно всё равно не попадает на небо, пусть грешит. Часть людей внутри церкви придерживалась этого учения, ведя свободный образ жизни.

        Обращаясь к  Ефесской церкви, Иисус говорит, что  имеет против неё, что она оставила первую свою любовь. Первую церковь можно сравнить с верующим, только что покаявшимся, только что пришедшим к Богу, в чьём сердце горит любовь к Христу, и он настолько благодарен, настолько наполнен светом, ему хочется всех любить, быть открытым. Со временем все успокоились, должности розданы, каждый знал, кто за что отвечает, что делать и как делать. Это просто стало обыкновенным служением без сердца, обыденностью, как в брак между мужем и женой приходит обыденность, уже не очень-то приятно быть друг с другом вместе, охлаждение отношений, люди остаются под одной крышей только потому, что они связаны законом, связаны обещанием, но это не то, что хочет Бог. Бог говорит, чтобы Ефесская церковь вспомнила, откуда она ниспала, и творила дела, наполненные любовью. Иисус предъявляет претензии к церкви, потому что  она перестала обращать внимание на Бога, она так замечательно всё делала, что Бог перестал ей быть нужен. Бог призывает, чтобы она покаялась, и новые отношения, основанные на любви, вернулись в церковь.

        Следующая церковь – Смирнская (Откр.2:8-11). Церковь в Смирне проходила самые тяжелые гонения. Десять дней - это 10 императоров, которые устроили самые сильные гонения на церковь, это 10 периодов, которые нужно было пройти. Смирнская церковь – это церковь, которой Иисус не сказал ни одного порицания.

         Пергамская церковь (Откр.2:12-17) была защищена государственной властью, властью императора, и именно  в это время в церковь  проникают лжеучения, которыми и сегодня церкви наполнены, идолопоклонство пришло именно в это время. Это историческая церковь, был Антипа, был жертвенник богу-целителю, куда приносили змей. Учение Валаама, когда Валаама подкупили проклясть народ израильский, но он не мог проклясть, потому что Бог не проклинает, а благословляет. Валаам научил Валаака, как одолеть Израильский народ: ввести в соблазн. Так и произошло, большое количество народа было убито, начался блуд; именно в это время начинается организация первых монастырей, с одной стороны, это богоугодные заведения, куда люди уходили, чтобы избежать плотских нападок, с другой стороны, со временем они стали прибежищем людей, не рождённых от Духа Святого. Священники, согласно тому учению, не должны жениться. Павел предупреждал об этом в (1Тим.4:1-3). Потом пришло иконопочитание, почитание девы Марии, что привело к идолопоклонству, люди стали есть идоложертвенное и любодействовать.

       К ангелу Фиатирской церкви обращается Господь в (Откр.2:18-29). По временному периоду это соответствует средневековой церкви, которая просуществовала почти 1000 лет. Это время господства государственной церкви, в это время были попытки христиан искать Бога, Его воли, направления, были попытки реформации, но все эти попытки заканчивались казнями. Бог дал время покаяться, попытаться пробудить церковь. Грехи в то время искупались за деньги, церковная власть фактически продавалась, был трудный период церкви, который закончился во время реформации 1517 г. Пришло время утвердить то, что было начато до Мартина Лютера. Люди хотели изменений. Иисус их обвиняет в том, что попускают Иезавели, которая является колдуньей, она была женой Ахава, дочерью царя Финикийского. Речь идёт о том, что церковь наполнилась в это время колдовством, колдовскими молитвами, ритуалами, имеющими определённую схему, алгоритм, которым приписывается духовная сила: ты сделал вот так - благословение пришло,  нарушил – всё, не придёт. Люди хотели правильно совершить обряд, всё сделать правильно, чтобы Божье благословение пришло, это было время суеверий. Именно в это время Мартин Лютер, когда полз по ступенькам в Риме,  получил откровение от Бога, что праведный верою жив будет.  Началась реформация, которая уже не закончилась.

      Ангелу Сардийской церкви (Откр.3:1-6) Господь говорит, что её дела близки к смерти, там ничего хорошего нет. Во времена этой церкви началось возрождение Евангелия, стало утверждаться Слово Божье, а не  обряды, не выдумки архиепископов, папы римского. Люди стали возвращаться к Писанию.

     Филадельфийская церковь - это церковь,  к которой нет ни одного порицания (Откр.7-13). Две церкви, которые должны достигнуть времён восхищения, - это и Филадельфийская, и Лаодикийская церкви. Они существуют одновременно. Современная церковь, которая служит Богу и не имеет никаких порицаний от Иисуса Христа, одна. Прошла реформация, стали подниматься реальные миссионеры, которые открыли миссии по всему миру.  Это время миссионерской церкви, время наполнения всего мира Евангелием Иисуса Христа. Господь говорит Филадельфийской церкви, что она немного имеет силы.  На самом деле, проповедники не были исполнены Духа Святого, чудес исцелений, явных проявлений могущества силы Божьей не было, всё это было локально. В тот момент люди не имели понятия, что такое крещение Духом Святым, говорение на иных языках, молитва за исцеление,  изгнание  бесов, это не практиковалось в церкви; единственное, что они делали, это проповедовали Евангелие, учили Слову. Бог совершал чудеса, но это не было частью богослужебной практики. Иисус ни в чём не упрекнул эту церковь.

   И, наконец, последний период церкви – Лаодикийская церковь (Откр.3:14-22). Это церковь, про которую Павел сказал, что придут дни тяжкие. Слово «лаодикия»  означает «демократия» или «власть народа». Церковь пришла к тому времени, когда народ, а не служители, решает, народ избирает, снимает, ставит. Это единственная церковь, которую Иисус ни за что не похвалил. Но в этом отрывке есть очень важные слова: «Кого Я обличаю, тех люблю». Это не значит, что если Бог говорит кому-то что-то лестное, то Он его отвергает, не любит. Он не отвергает, Он обличает,  потому что любит и хочет, чтобы церковь покаялась. Мы, сегодняшняя церковь, живём лучше, чем императоры средневековья, мы можем позволить себе отдых в Египте, в Индии, у нас в домах есть газ, вода, свет, у нас есть автомобили, телефоны. Мы страшно богаты, но при этом у нас большая проблема, с этим комфортом к нам пришла «тёплость». Людям Бог не нужен вообще, Он не отрицается, но и не приветствуется, если нужда есть, то да, нужен. А если нужды нет, у нас всё как бы есть. С другой стороны, были пробуждения, явления Божьей силы. Пятидесятническое, харизматическое движения возникли, как Божий призыв к тому, чтобы церковь встрепенулась, и показала, что не только материальное важно. Церковь стала материальной. Но есть духовное, есть Дух Божий, сила Божья. Есть то, чего мы не знаем. Мы думаем, что если храмы построили, золотом обложили, в машины сели, то Бог нас  благословил, но это заблуждение. С одной стороны, тёплость, с другой стороны  - люди, которые пытаются эту церковь раскачать.

      Мы с вами являемся частью церкви последнего времени, здесь Иисус говорит: «Стучу в сердце каждого человека, если отворят, войду». Он это говорит не про неверующих, Он говорит про тех, которые называют себя христианами. Люди могут впустить Иисуса, могут не впустить. К сожалению, для многих людей Бог  является сегодня теоретическим Богом, а не Тем, с кем они проживают жизнь каждый день и в Ком нуждаются каждый день.  Мы заняты бытовой стороной жизни гораздо больше, чем духовной. Иисус сделал очень жёсткое предупреждение. Если человек холодный, то он отрицает Бога, но  он может покаяться. Если человек горячий, то его можно использовать, если тёплый – он со всеми соглашается, всё у него правильно, но при этом ничего не делает, при этом жизнь его не меняется. Иисус говорит, что таких христиан Он извергнет. К сожалению, многие находятся в таком состоянии, они для Бога не горячие и не холодные - они никакие.

В наше время, если взять отдельные общины, то их можно отнести к одной из семи этих церквей. В одной стране может быть и Лаодикийская церковь, и гонимая Смирнская, и Ефесская. Мы думаем, что мы уже разбогатели, у нас уже всё хорошо, Господь с нами, Он нас любит, всё прощает, по головке гладит. Но когда мы читаем послание семи церквям, то не видим там Отца, а видим там Господина, Царя, сидящего на троне. Он Царь, и даже детям не позволено называть Его Папой. Когда Он на троне, - Он Царь, когда Он пришёл домой, – Он Папа. Читая Откровение, мы видим Царя, Который управляет, правит, разговаривает, как начальник: «Здесь ты сделал хорошо, здесь тебе нужно исправить. Если это не сделаешь, Я сдвину твой светильник, Я уберу тебя». Мы должны понимать, что это Бог Отец, но Он и Господь Бог, из-за того, что Он стал твоим Отцом, Он не перестал быть Богом и хозяином, у Него всё по правилам.  Божьи законы не поменялись, ничего не изменилось. Иисус умер и воскрес, поэтому Бог может нас простить, но ради нас Он не будет менять правила и установления. Он будет менять нас, чтобы мы могли войти в Его дом и жить вместе с Ним, со всеми святыми. У нас есть замечательное время, когда мы можем думать, размышлять, молиться,  искать Бога, и понимать, что Он не только наш Папа, но Он ещё и Господин всего. Господь побуждает нас сегодня размышлять, что нужно нам менять в нашей жизни, в наших  отношениях с Ним и друг с другом.

Проповедовал пастор церкви Гревцев С. Н.